Ранее мы уже рассказывали о том, что по общему правилу все участники торгов должны внести обеспечение заявки, а победители — еще и обеспечение исполнения контракта. Причем в большинстве случаев у поставщиков есть выбор: перечислить «живые» деньги или предоставить банковскую гарантию (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Сегодняшняя статья посвящена изменениям, которые действуют с недавних пор. В частности, изменен размер и правила перечисления обеспечения заявки, подкорректирован перечень банков, выдающих гарантии, и введен новый платеж для победителей торгов.
До июля 2018 года обеспечительный платеж был обязательным для всех, и его размер неизменно составлял от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ).
Начиная с июля 2018 года, заказчик вправе не требовать обеспечения заявки в случае, когда НМЦ не превышает 1 000 000 руб. (постановление Правительства РФ от 12.04.18 № 439). Во всех остальных случаях обеспечительный платеж остается обязательным.
Размер обеспечительного платежа (если он установлен) рассчитывается по следующим правилам:
Для закупок, где участником является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов, установлены отдельные условия. При НМЦ свыше 20 000 000 руб. размер обеспечительного платежа не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (часть 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Также есть новшества для торгов, которые проводятся в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Напомним, что этот закон применяется, когда бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств. Кроме того, указанный закон действует, если заказчиком является госкомпания с долей участия государства выше 50% (либо ее «дочка» или «внучка»), субъект естественных монополий (например, РЖД) или компания, занимающаяся регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).
Начиная с июля 2018 года, при НМЦ не более 5 000 000 руб. заказчики не вправе требовать обеспечительный платеж. Это правило установлено частью 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
По сентябрь 2018 года включительно обеспечительные платежи вносились на счет заказчика или на электронную торговую площадку (ЭТП). Начиная с октября 2018 года, при проведении определенных видов торгов в электронной форме (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием) обеспечение заявки нужно вносить на так называемый спецсчет в банке (часть 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ; подробнее о видах торгов читайте в статье «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). К тому же с октября обеспечение заявки вносится на спецсчет и при проведении конкурентных электронных закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, если участником является субъект малого или среднего предпринимательства (часть 13 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Спецсчета можно открыть только в тех банках, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.07.18 № 1451-р. Это «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк» и ряд других кредитных организаций. Всего в списке значится 18 банков.
Внесение обеспечительного платежа происходит следующим образом. Участник торгов вносит деньги на спецсчет, после окончания срока подачи заявок банк по автоматическому запросу ЭТП в течение 1 часа блокирует нужную сумму на спецсчете. Далее, в течение 1 рабочего дня после определения победителя, сумму разблокируют.
Обратите внимание: для внесения платежа по обеспечению исполнения контракта специсчета не используются.
Как и прежде, участники конкурсов и закрытых аукционов вправе выбирать, каким способом внести обеспечение заявки: перечислить деньги на счет заказчика или ЭТП, либо предоставить банковскую гарантию. Что касается обеспечения исполнения контракта, то подобный выбор есть у всех участников независимо от вида госзакупки.
Изменения коснулись перечня банков, которые могут выдавать гарантии. До июня 2018 года гарантии выдавали кредитные организации, отвечающие требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса. Начиная с июня, гарантии выдают банки, которые отвечают требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.18 № 440 (список таких банков опубликован на сайте Минфина Росси).
С июля 2018 года электронные торговые площадки получили право взимать комиссию с участника, выигравшего торги. Порядок уплаты и размер комиссии утвержден постановлением Правительства РФ от 10.05.18 № 564. Согласно этому документу победитель должен заплатить 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 5 000 руб. без учета НДС. Если же победитель относится к субъектам малого предпринимательства (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства») или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то величина комиссии составляет 1% от НМЦ, но не более 2 000 руб.
Деньги списываются со спецсчета победителя. При отсутствии у него такого счета (в частности, при торгах, не требующих обеспечения заявки), победитель обязан перечислить комиссию на банковский счет ЭТП. В ситуации, когда выигравший участник уклонился от заключения сделки, комиссию он все равно заплатит. При этом второй участник, к которому по правилам торгов перейдет победа, платить комиссию не будет.
Добавим, что остается открытым вопрос, нужно ли к сумме комиссии прибавлять НДС. Четкого ответа в законе нет, поэтому электронные торговые площадки решают его самостоятельно, причем каждая по-своему. С обычных участников налог берут все без исключения ЭТП, а вот с малых предприятий — только две: Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг. Налог с социально ориентированных некоммерческих организаций взимают эти же две площадки плюс еще одна — ЕАТП (полный перечень площадок, отобранных для проведения госзакупок, приведен на сайте www.zakupki.gov.ru).